вторник, 18 декабря 2012 г.

Борец с плагиатом попался на плагиате


3 года назад свет увидела книга минского кандидата богословия Слесарева А. В. «Старостильный раскол в истории православной церкви (1924 - 2008)». Первое удивление от книги создает список использованной литературы. Кроме того, что в нем почти 500 (!) наименований – впечатляющая работа, как кажется на первый взгляд – около 150 из них – греческие. Возникает вполне закономерный вопрос: имеет ли автор соответсвующее лингвистическое образование? Внимательный обзор биографии Слесарева дает удивительные результаты на этот счет.

Выпускник печатного техникума А. В. Слесарев в 2004 году заканчивает Минскую Духовную Семинарию с дипломной работой на тему «Старостильный раскол в Элладской Православной Церкви», и только в 2006 его отправляют в Московскую Духовную Академию для изучения греческого языка. При этом, в 2007 году Слесарев А. В. заканчивает Минскую Духовную Академию и защищает кандидатскую диссертацию на тему «Старостильный раскол в истории Поместных Православных Церквей ХХ века», из которой, по утверждению автора, и выросла рассматриваемая книга. Таким образом, Слесарев А. В. за один год не только выучил греческий язык и обработал около сотни греческих источников, но и написал диссертацию. Теперь необходимо посмотреть, каким образом столь «феноменальные» способности проявились в книге преподавателя расколоведения.

И мы вынуждены констатировать, что чудес не бывает. Книга Слесарева представляет собой довольно значительный процент плагиата с других изданий на сходные темы. Ниже приведем лишь самые яркие примеры:

В завершение процедуры перехода на новый стиль, архиепископ Афинский Хризостом обратился к Предстоятелям Автокефальных Церквей Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской и Кипрской с сообщением о том, что «Элладская Церковь приняла решение Вселенской Патриархии относительно согласования церковного календаря с гражданским, полагая 10 марта как 23». Это обращение содержало призыв к Поместным Православным Церквям последовать примеру Церкви Эллады, на что последовала самая неоднозначная реакция.(Слесарев А. В. «Старостильный раскол в истории православной церкви (1924 - 2008)» стр.83)4 марта Архиепископ Хризостом обратился в Министерство иностранных дел с просьбой "послать срочные телеграммы Блаженнейшим патриархам Иерусалима, Антиохии, Александрии и Сербии и архиепископам Румынии и Кипра, сообщив им, что Греческая Церковь приняла решение Вселенской Патриархии относительно согласования церковного календаря с гражданским, называя 10 марта 23-м, и известить Вселенского Патриарха о том, что Греческая Церковь привела его решение в действие". Какой же была реакция других Православных Церквей на принятие Элладской Церковью нового календаря? (М. Сидулов «Календарный вопрос в Поместных Православных Церквах в XX веке. ч.2» http://www.portal-slovo.ru/theology/44646.php)
Инициатива введения западного обряда в литургическую жизнь православных европейских приходов принадлежит бывшему священнику Римо-Католической Церкви Шарлю Луи Винарту (1880-1937). Будучи несогласным со многими вероучительными и церковноканоническими положениями католицизма, о. Шарль Винарт в 1919 году на основании обвинения в модернизме был запрещен в священнослужении. (Слесарев А. В. «Старостильный раскол в истории православной церкви (1924 - 2008)» стр.223Инициатива введения западного обряда в литургическую жизнь православных европейских приходов принадлежит бывшему священнику Римо-Католической Церкви Шарлю Луи Винарту (1880-1937 гг.). Будучи несогласным со многими положениями католицизма, подвергаемыми критике и со стороны Православной Церкви, о. Шарль Винарт в 1919 г. был обвинен в модернизме и запрещен в священнослужении. (http://seminary.nne.ru/content/61/58)
В 1944 году трудами священника Люсьена было положено начало православному монашеству западного обряда, для которого был избран бенедиктинский устав. Отец Люсьен принял монашество с именем Дионисий и сам совершил несколько монашеских пострижений. (Слесарев А. В. «Старостильный раскол в истории православной церкви (1924 - 2008)» стр.225)В 1944 г. трудами священника Люсьена было положено начало православному монашеству западного обряда, для которого был избран бенедиктинский устав. Отец Люсьен принял монашество с именем Дионисий и сам совершил несколько монашеских пострижений. (http://seminary.nne.ru/content/61/58)
В 1989 г. для французских приходов «авксентьевцы» рукоположили епископа Лугундского и Галльского Фотия (Терещенко) (позднее епископ Лионский), бывшего насельника Бостонского Спасо-Преображенского монастыря, который получил титул «Экзарха Западной Европы». (Слесарев А. В. «Старостильный раскол в истории православной церкви (1924 - 2008)» стр.230)В 1989 году для французских приходов «авксентьевцы» рукоположили епископа Лугундского и Галльского Фотия (Терещенко) (позднее епископ Лионский), бывшего насельника Бостонского Спасо-Преображенского монастыря, который получил титул «Экзарха Западной Европы». (http://seminary.nne.ru/content/61/58)

Как видим, многочисленные заимствования из нескольких интернет-источников налицо. При этом сам Слесарев лживо утверждает, что является автором статей, размещенных на сайте Нижегородской Духовной Семинарии. Но статьи не подписаны, их авторство не известно и скорее всего это коллективный труд преподавателей семинарии, который пытается присвоить себе Александр Валерьевич. Но львиную долю плагиата в работе Слесарева А. В. составляют англоязычные источники, с которых и была списана сначала дипломная, а в дальнейшем и кандидатская работа Александра Валерьевича. Например, в главе «Возникновение и развитие греческой старостильной юрисдикции» мы находим вольный перевод монографии «Lardas D. George. The Old Calendar Movement in the Greek Church: An Historical Survey». Также часть «Старостильный раскол в Румынской Православной Церкви» полностью является ранее опубликованной «Vlasie, metropolitan of Romania. The Life of the Holy Hierarch and Confessor Glicherie of Romania. Etna, California».

Данный список заимствований можно продолжать очень долго, аналогичная англоязычным ситуация наблюдается и с греческими источниками – также огромное количество плагиата. Как уже упоминалось выше, книга, по утверждению автора, является дополненным вариантом его кандидатской диссертации. В требованиях к кандидатской диссертации говорится, что во введении должно быть рассмотрено краткое содержание глав работы, а в первой главе диссертации указываются проблемы, еще не нашедшие решение в науке и намечаются основные направления исследования в рамках диссертации. Ни краткого содержания, ни указания проблем в книге-плагиате Слесарева А. В. нет, таким образом, работа по формальным признакам не является диссертацией. Но гораздо большее удивление вызывает факт защиты украденной у других исследователей работы, так как вся книга – один сплошной плагиат.

Книга Слесарева А. В. не может являться кандидатской диссертацией поскольку она не является научной работой. Она не соответствует требованиям кандидатских дессертационных работ и не могла быть защищена. Используя англо- и греко-язычные источники Слесарев А. В. надеялся таким образом скрыть плагиат в своей работе и обмануть на защите комиссию. После этого ему хватило совести издать книгу-плагиат и горделиво заявить, что книга является расширенным вариантом кандидатской диссертации. Совершенно очевидно, что Слесарев А. В. не имеет права носить звание кандидата богословия, а его книга, вышедшая под эгидой «Материалов по истории церкви» подлежит объявлению плагиатом и изъятию из библиотек духовных учебных заведений.

Стоит отметить, что Слесарев А. В., сам являясь плагиатором, ищет плагиат в чужих работах, публикуя свои псевдонаучные изыскания на эту тему на своем сайте «Анти-раскол». В данном контексте будет уместно привести русскую пословицу: «на воре и шапка горит». Достаточно сказать, что исследования Слесарева по поиску плагиата не выдерживают никакой критики и являются клеветой и подлогом с целью дискредитации известных писателей и публицистов. В предисловии данная книга-плагиат рекомендуется студентам и преподавателям духовных учебных заведений и даже сотрудникам Синодальных учреждений Московского Патриархата. Но работа Слесарева А. В. не только не может быть рекомендованной, как антинаучная, но является позором для богословской науки и может быть на руку только антицерковным силам.

Слесарев А. В. должен признать свою книгу плагиатом, признать незаконность получения звания кандидата богословия и сложить с себя научную степень, а также публично отказаться от каких-либо притязаний на звание ученого богослова и принести покаяние. В случае невыполнения Слесаревым А. В. данных рекомендаций компетентная богословская комиссия должна провести детальное разбирательство о соответствии работы Слесарева А. В. нормам, предъявляемым кандидатским диссертациям, и снять с него звание кандидата богословия.

Валентин Некрасов

Комментариев нет:

Отправить комментарий